al_datr (al_datr) wrote,
al_datr
al_datr

Category:

О "легких" и "дешевых" штурмовиках

1

Вот этой статьей (ссылка в посте) камрада sandrermakoff навеяло. Не в плане критики - статья как раз вполне качественная и корректная, а просто мысли по поводу.

1. Рассуждая о дешевизне летного часа стоит помнить, что назначение боевого самолете все же в доставке энного кол-ва груза в определенную точку, поэтому логичнее говорить не о стоимость часа полета, а о стоимости доставки одного кг. И тут внезапно большие "дорогие" самолеты могут оказаться даже дешевле "дешевых" легких просто за счет того, что поднимают больше.
2. Опять же о "дешевых" легких, в первую очередь турбовинтовых: низкие по сравнению с "дорогими" сверхзвуковыми монстрами скорости приведут к тому, что на полет до цели он потратит больше времени, т.е. часовой расход в данном случае выгодная для сторонников "легких" штурмовиков условность, правильнее же вести речь о километровом расходе. А с учетом предыдущего пункта стоит вообще ввести что-то наподобие применяемого в гражданской авиации расхода на паксокилометр.;)
3. Опять же, к скоростным характеристикам "легких и дешевых" штурмовиков: низкая скорость для них будет означать повышенное время реакции при работе "по вызову", что весьма вероятно приведет к необходимости дежурства в воздухе в районе цели. Да, час полета у них дешевле, но и летать им возможно придется больше.
4. Выживаемость: реактивные монстры тут выигрывают за счет меньшего нахождения в зоне обстрела и тупо большей массы и размеров - их сложнее вывести из строя, да и приличное по весу бронирование у них в относительных величинах будет куда менее заметно, чем на мелких машинах.
5. Приводя пример Вьетнама все же стоит помнить, что "скайрейдеры" и пр. там применялись все же в дополнение к очень мощному флоту "сверхзвуковых монстров", которые тоже летали в полный рост. Будет ли концепция "легкого и дешевого" штурмовика работать в отсутствие кучи современных ударников - вопрос. Так что пример Вьетнама тут не совсем показателен, имхо. По крайней мере, оговорки к нему обязательны.
6. Ну и про стоимость. Емнип, стоимость владения складывается из приблизительно в равных долях трех параметров: расход топлива, обслуживание, амортизация. Т.е. говоря о легком, но навороченном штурмовике с малым часовых расходом типа того же "юар-овца" следует помнить, что снижаем мы таким образом только треть общих расходов на эксплуатация, при этом за счет навороченной электроники мы все так же имеем дорогое обслуживание и за счет нее же высокую цену самолета в целом, т.е. расходы по амортизации тоже немаленькие. А с учетом того, что летать им придется побольше чем "реактивным монстрам", возможно, они и ресурс будут сжирать даже быстрее их.
7. Ограничение по применяемым АСП - как по чисто техническим причинам, так и из-за тактических соображений (немного об этом писал тут).

Такое вот мое ламерское имхо.;)
Естественно, есть у "малышей" и плюсы, но о них пусть другие пишут.:)
Tags: авиа, локальные конфликты, новинки
Subscribe

  • Рисковое

    Увидел в ленте вот этот пост уважаемого orientalist_v и заинтересовался: а что это за странная такая трехкупольная система у них?…

  • Охладительное

    На фото один из прототипов "Спитфайра" Mk.XIV - одной из первых модификаций "спита" с "грифоном". На нем, качестве эксперимента, установили…

  • Габаритное

    Непреходящая боль американских околоавиационных блогеров и прочих специалистов - отсутствие на "рапторе" НСЦИ... Вроде как и пробуют (что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Рисковое

    Увидел в ленте вот этот пост уважаемого orientalist_v и заинтересовался: а что это за странная такая трехкупольная система у них?…

  • Охладительное

    На фото один из прототипов "Спитфайра" Mk.XIV - одной из первых модификаций "спита" с "грифоном". На нем, качестве эксперимента, установили…

  • Габаритное

    Непреходящая боль американских околоавиационных блогеров и прочих специалистов - отсутствие на "рапторе" НСЦИ... Вроде как и пробуют (что…